В настоящее время в Казахстане идёт разработка нового Экологического кодекса и данная тема является, пожалуй, самой главной для обсуждения в кругах профессионального экологического сообщества и общественности.
Одной из приоритетных задач Концепции по переходу Республики Казахстан к «зелёной» экономике является управление отходами. Придём ли мы к целевому показателю 40% переработки всех отходов в стране к 2030 году?
Вероятно, что все показатели будут достигнуты, если приоритеты в новом Экологическом кодексе будут расставлены правильно и будут держать курс на совершенствование отрасли.
В проекте Экологического кодекса, который был представлен на рассмотрение в июле 2019 года, определены основные новшества, к которым относится ряд мер, направленных на улучшение отрасли. В первую очередь к новшествам отнесли пересмотр некоторых терминов, связанных с отходами, т.к. некоторые из них требуют доработки и уточнения и не соответствуют практике обращения с отходами.
Одним из новшеств также стало введение гос. регулирования отрасли управления отходами, а также предусмотрение лицензирования для переработчиков и уведомительный порядок для мусоровывозящих организаций (МВО).
Проект нового ЭК РК предлагает постепенное введение комплексных экологических разрешений (КЭР) с учетом наилучших доступных технологий (НДТ) и автоматизированных систем мониторинга (АСМ). Компании, получившие КЭР, будут освобождены от налоговых выплат за эмиссии.
Одним из главных предложенных новшеств стало временное хранение, названное накоплением отходов на предприятиях, которое будет распространяться и на переработчиков с предельным сроком хранения в 6 месяцев.
Ассоциация «KazWaste» уже не первый год ведёт работу по внесению рекомендаций и предложений в Экологический кодекс. В числе последних высказанных рекомендаций Ассоциации – корректировка терминов, а именно: отходы, управление отходами, накопление. Также Ассоциация предлагает удалить те положения, которые существенно усиливают нагрузку на бизнес и предприятия по управления отходами, ввести сертификацию по стандартам СРО вместо лицензирования для II, III и IV – категории.
Временное хранение (накопление) отходов на предприятиях стало одним из ключевых вопросов текущего года и для них были установлены предельные сроки хранения. В связи с этим Ассоциация предлагает исключить установление лимитов на накопление отходов в целях уменьшения нагрузки на бизнес.
Что касается конкретных видов отходов, здесь главными рекомендациями стало определение тары (канистр, мешкотары) из-под опасной химической продукции в качестве опасных отходов.
И наконец для организации эффективной системы управления ТБО необходимо дополнить компетенциями местных исполнительных органов (МИО) главу кодекса по обращению с коммунальными и другими видами отходов, присвоить МИО обязательство предоставлять на безвозмездной основе земельные участки для обустройства пунктов приема вторичного сырья и ежемесячно предоставлять МВО, осуществляющим услуги по сбору и вывозу ТБО по централизованной системе сбора отходов актуальную информацию о количестве собственников отходов.
От того, как будет составлен новый Экологический кодекс, зависит не только будущее отрасли управления отходами, но и экологическая ситуация во всей стране.
Предлагаем обсудить рекомендации Ассоциации «KazWaste» в проект Экологического кодекса. Комментарии и предложения направляйте на электронный адрес kazwaste.office@gmail.com