В настоящее время деятельность по обращению с отходами не относится к лицензируемому виду деятельности, и для предприятий в данной отрасли не установлены отдельные требования. Специализированные компании в сфере обращения с отходами осуществляют деятельность на основании общих требований действующего законодательства (Экологический кодекс, Налоговый кодекс и др).
На сегодняшний день из-за некорректно составленных Технических спецификаций (ТС) на услуги по утилизации, переработке и захоронению отходов возникает очень много проблем как у заказчиков, так и у поставщиков услуг.
Из-за неправильно составленных Технических спецификаций и необоснованных излишних документальных требований компании-недропользователи, то есть заказчики услуг, не могут найти потенциальных поставщиков, а специализированным компаниям в сфере обращения с отходами иногда приходится отказываться от тендера или их заявки отклоняют.
Например, составляя Технические спецификаций на услуги по утилизаций или переработке отходов, заказчики услуг требуют разрешение на размещение отходов. Если заказчик услуг планирует передать отходы на переработку, то зачем запрашивать разрешение на размещение?!
Многие специализированные компании имеют собственные объекты по обращению с отходами, на котором проводятся работы по переработке, обезвреживанию и утилизации отходов. Такие способы обращения с отходами являются лучшими условием выполнения работ с точки зрения экологических и экономических критериев. Данные компании не имеют собственного полигона размещения отходов, и соответственно не имеют разрешение на размещение отходов. Остаточный объем после переработки отходов, передается по договору компаниям, которые имеют полигоны.
Согласно Экологическому кодексу, нормативы размещения отходов (далее - НРО) разрабатываются физическими и юридическими лицами, имеющими собственные объекты размещения отходов (статья 291, пункт 1 ЭК), т.е. полигоны.
Также многие заказчики услуг в Технических спецификациях указывают статью 288 п.6 Экологического Кодекса РК «При выборе способа и места обезвреживания или размещения отходов, а также при определении физических и юридических лиц, осуществляющих переработку, удаление или размещение отходов, собственники отходов должны обеспечить минимальное перемещение отходов от источника их образования». Это действующая норма Экологического Кодекса, однако данная норма не должно быть основным требованием при выборе поставщиков услуг.
Считаем, что применение ст.288 п.6 возможно только при равных технических и экономических показателях. Т.е. если две компании предлагают одинаковые технические характеристики и одинаковую цену, то естественно выбрать компанию, расположенную ближе к источнику образования отходов, чтобы уменьшить риск при транспортировке. Многие компании по обращению с отходами теряют очень много тендеров из-за неправильного применения (трактования) данной нормы закона.
Несколько примеров неправильного составления Технических спецификации.
Согласно статье 290 Экологического кодекса РК Технологический регламент ведения работ, либо другой документ, описывающий технологию, оборудование и порядок выполнения работ, заверяется печатью и подписью первого руководителя специализированного предприятия. Технологический регламент ведения работ не нужно согласовывать в гос. инстанциях.
Субъекты, выполняющие операции по сбору, транспортировке, хранению, утилизации, переработке и захоронению отходов обязаны разрабатывать Программу управления отходами с целью постепенного сокращения их объемов. Программа управления отходами разрабатывается согласно приказу МЭ РК от 25 ноября 2014 года № 146. Программа управления отходами не согласовывается с департаментом экологии с 2014 года.
Примеров того что, закупки проводятся не вполне ответственно очень много, возможно это связано с незнанием специфики отрасли управления отходами и законодательства в сфере обращения с отходами.
Для эффективного управления отходами и налаживания процесса выбора поставщиков был сделан анализ существующего законодательства в сфере экологии с целью определения перечня документов, которые должны иметь специализированные компании в сфере обращения с отходами. При составлении ТС заказчики услуг могут использовать данный список при включении требовании к потенциальным поставщикам на услуги в сфере обращения с отходами. Перечень документов для специализированных предприятий в сфере обращения с отходами представлен в разделе Полезная Информация.