(Подготовлена по материалам отчета «Национальный мониторинг Электронных отходов 2023»)
В современном обществе проблема управления электронными отходами становится все более актуальной и насущной. Казахстан, как страна, стремящаяся к устойчивому развитию, не остается в стороне от вызовов, связанных с быстрорастущим количеством электронных отходов. В данной полезной информации вы можете ознакомиться с текущей ситуацией в области управления электронными отходами в Казахстане.
Таблица 1. Ключевые данные по ЭЭО и электронным отходам
На рисунке ниже представлен объем образованных электронных отходов в Казахстане по 6 категориям за 2019 год. Самая высокая доля образования электронных отходов в Казахстане приходится на малогабаритное оборудование (Категория V) - 32% или 2,3 кг на душу населения, а наименьшая на лампы (Категория III) - 3% или 0,2 кг на душу населения.
Рисунок 1. Объем образованных электронных отходов в Казахстане по категориям в 2019
На основе данных, предоставленных компаниями в государственный кадастр отходов, объем образованных электронных отходов в 2019 году составил 1,3 тыс. тонн, в 2020 году - 1,1 тыс. тонн, в 2018 году - 4 тыс. тонн. В 2021 году, согласно новой классификации отходов, в Казахстане было образовано 553 тонн электронных отходов, подробнее можно увидеть в таблице ниже.
Таблица 2. Образование электронных отходов в Казахстане в 2021 году по данным Бюро национальной статистики
Данные национальной статистики по электронным отходам за последние годы сильно разнятся. Они значительно отличаются от данных ЮНИТАР, ввиду применения разных методов расчета, в том числе использования разной степени охвата источников образования ОЭЭО и категорий электронных отходов.
Какие требования по обращению с электронными отходами, действуют в Казахстане?
Основным правовым актом в области электронных отходов является новый Экологический кодекс Казахстана, который вступил в силу 1 июля 2021 года. Он предусматривает раздельный сбор электронных отходов, ртутьсодержащих отходов, батарей и других опасных компонентов, а также обязывает передавать их на предприятия по переработке отходов. Учитывая наличие опасных компонентов, установлен запрет на захоронение электронных отходов на полигоне. Также Экологический Кодекс РК регулирует вопросы, связанные с классификацией отходов и управлением опасными отходами, а также определяет требования к расширенным обязательствам производителей (РОП).
В области управления электронными отходами одним из наиболее значимых стандартов является Национальный стандарт СТ РК 3753-2021, который направлен на обеспечение требований безопасности при обращении с электронными отходами на всех этапах жизненного цикла.
Национальный стандарт устанавливает требования к раздельному сбору электронных отходов, их хранению и переработке, запрет на захоронение на полигонах и позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности при обращении с электронными отходами на специализированных предприятиях.
Специализированные предприятия и организации, осуществляющие деятельность по утилизации или обезвреживанию опасных отходов, производители опасных отходов, хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор, транспортировку и (или) обезвреживание опасных отходов, должны вести хронологический учет количества, вида, происхождения отходов, мест назначения, частоты сбора, способа переработки и способа обработки опасных отходов и представляют данную информацию в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
Отчет об инвентаризации опасных отходов представляется ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 марта года, следующего за отчетным, в электронном виде. Форма отчета об инвентаризации предполагает представление отчетности в соответствии с видами отходов, установленными классификатором отходов.
На территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) действует Технический регламент ТР ЕАЭС 037/2016. Он устанавливает обязательные требования по ограничению применения опасных веществ изделиях электротехники и радиоэлектроники, выпускаемых на территории ЕАЭС, а также допустимые концентрации опасных веществ, содержащихся в однородных (гомогенных) материалах.
В частности, данный Регламент запрещает применение свинца, ртути, кадмия, шестивалентного хрома, полибромированных дифенилэфиров в 12-ти категориях изделий электротехники и радиоэлектроники, включенных в область применения Регламента. Концентрация опасных веществ в однородных (гомогенных) материалах не должна превышать 0,1%, а для кадмия - 0,01%.
Как в Казахстане перерабатывают электронные отходы?
Инфраструктура по сбору и переработке электронных отходов, представленная сборщиками, переработчиками и производители продукции из вторичного сырья, находится на низком уровне.
Согласно данным Казахстанской ассоциации по управлению отходами «KazWaste», в Казахстане функционирует 19 специализированных предприятий по сбору и переработке электронных отходов.
Таблица 3. Список компаний по сбору и переработке электронных отходов в Казахстане
Как правило, специализированные компании работают с юридическими лицами и занимаются самовывозом электронных отходов от юридических лиц. Инфраструктура по сбору электронных отходов с населения развита крайне слабо. Контейнеры и приемные пункты для сбора электронных отходов установлены лишь в некоторых крупных городах и не обеспечивают охват всего городского населения.
Цикл переработки электронных отходов на специализированных предприятиях в Казахстане включается в себя 2 этапа:
1. предварительная разборка и сортировка отходов и их фракций;
2. передача ценных фракций предприятиям для извлечения вторичного сырья и производства продукции.
Переработка черных и цветных металлов функционирует в Казахстане, а другие ценные фракции, такие как электронный лом, корпусный пластик и другие, чаще всего экспортируются за рубеж.
В Казахстане отсутствуют технологии глубокой переработки электронных плат. Действующие аффинажные заводы (ТОО «Тау-Кен Алтын», ТОО «Казцинк», ТОО «Kazakhmys Smelting») не применяют технологии извлечения драгоценных металлов из электронного оборудования.
Специализированные предприятия работают не на полную мощность, в связи с низкими показателями сбора электронных отходов. К тому же отмечается слабое техническое оснащение, отсутствие технологических линий по обезвреживанию опасных компонентов электронных отходов, включая литий-ионные батарейки.
Существующая инфраструктура ограничена главным образом крупными городами, и процесс переработки фракций, в основном черных и цветных металлов, сконцентрирован на внешнем рынке из-за отсутствия технологий глубокой переработки электронных плат внутри страны. Дополнительные проблемы включают низкий уровень сбора, техническую неоснащенность и отсутствие обезвреживания опасных компонентов электронных отходов, что представляет вызовы для отрасли в стране.
Что предпринимается в Казахстане для решения проблемы сбора и переработки электронных отходов?
Для развития системы сбора и переработки электронных отходов в Казахстане Учебным и научно-исследовательским институтом ООН (ЮНИТАР), Центром «Содействие устойчивому развитию» и Министерством экологии и природных ресурсов Республики Казахстан разработана Дорожная карта по управлению электронными отходами, которая предполагает различные мероприятия по совершенствованию законодательства, развитию инфраструктуры, финансирования системы сбора и переработки электронных отходов и осведомлению. Реализация запланированных мероприятий, в том числе скорейший запуск механизма расширенной ответственности производителей/импортеров, позволит наладить систему управления электронными отходами в Казахстане.