• RU
Саморегулируемая организация
«Казахстанская ассоциация по управлению
отходами «KazWaste»
Мобильный телефон:
+ 7 776 255 84 21
Казахстан, г. Алматы, 050059
пр. Аль-Фараби, 15 к4в, офис 1602

Будущее утилизации автомобилей: вызовы, тренды и возможности

С каждым годом количество транспортных средств на дорогах увеличивается. В Европе, например, зарегистрировано почти 257 млн легковых автомобилей. Одновременно растёт и число электрических авто. Только за 2023 год их количество увеличилось почти на 50%. А это означает: подходы к утилизации требуют серьёзного пересмотра.
В среднем около 6% всех автомобилей ежегодно попадают в систему переработки. Это не только металлолом, но и важнейший источник вторичных ресурсов: алюминия, магния, редкоземельных металлов, резины и пластика. Однако проблема в том, что большая часть авто всё ещё не спроектирована с учётом их последующей переработки. Это усложняет разбор и снижает эффективность вторичного использования.

Новые правила и переход к циркулярной экономике.
Европейские страны уже активно внедряют новые правила в отношении так называемых End-of-Life Vehicles (ELV) - автомобилей, вышедших из эксплуатации. Предлагаемые меры включают:
• удаление опасных веществ ещё на этапе производства;
• повышение доли повторного использования деталей и переработки материалов;
• ужесточение контроля за экспортом отслуживших машин.
Такие изменения направлены не только на снижение нагрузки на окружающую среду, но и на повышение устойчивости автомобильной промышленности за счёт снижения зависимости от первичных ресурсов.

Электромобили и вызовы новой эпохи.
С ростом сегмента электромобилей появляются и новые сложности. Эти авто содержат больше сложных электронных компонентов, литиевые батареи, платы, датчики и редкоземельные элементы. Их переработка требует новых технологий и инвестиций.
Кроме того, в будущем переработка ДВС-компонентов (например, стальных блоков двигателя) станет менее актуальной. Это требует от утилизаторов гибкости и готовности к переходу на обработку иных фракций, таких как алюминий, пластик и элементы электронной начинки.

Качество вторсырья и изменение технологий переработки.
Современные металлургические предприятия переходят с доменных печей на электропечи (EAF), которые могут перерабатывать больше лома, но предъявляют более строгие требования к его чистоте. Это означает: важно не просто перерабатывать, а готовить качественное, очищенное сырьё с минимальным содержанием примесей (меди, хрома и др.).
Производители оборудования и переработчики уже делают ставку на предварительную сортировку, разбор и чистку деталей до измельчения. Всё это повышает ценность полученного материала и снижает затраты на последующую переработку.

Работа с пластиком и важность дизайна.
Хотя большая часть авто состоит из металла, пластик также составляет значительную долю конструкции. Его переработка остаётся сложной задачей из-за разнородности и старения материала. Важным фактором становится переход к эко-дизайну - проектированию авто с учётом будущей переработки, использованию однородных материалов и упрощению процесса демонтажа.

Сотрудничество с автопроизводителями.
Одним из ключевых направлений развития отрасли становится более тесное сотрудничество переработчиков с автоконцернами. Это необходимо для:
• создания автомобилей, пригодных для разборки;
• стандартизации используемых материалов;
• совместной разработки новых перерабатывающих технологий.
Инициативы по типу #Car2Car уже показывают, как взаимодействие с производителями (BMW, thyssenkrupp и др.) помогает находить решения для повторного использования таких материалов, как алюминий, сталь, стекло, медь и пластик.

Что дальше?
Автоутилизация - это больше не просто демонтаж. Это высокотехнологичный, многокомпонентный процесс, в который вовлечены производители, переработчики, учёные и законодатели. Перед отраслью стоит задача - адаптироваться к новым реалиям: меняющемуся автопарку, ужесточающимся нормам и запросу на экологичность.
Будущее - за интеграцией переработки в каждый этап жизненного цикла автомобиля: от проектирования до последнего болта.

Источник информации: Waste Management World
23.04.2025

Заявка на вступление в Ассоциацию