• RU
Саморегулируемая организация
«Казахстанская ассоциация по управлению
отходами «KazWaste»
Мобильный телефон:
+ 7 776 255 84 21
Казахстан, г. Алматы, 050059
пр. Аль-Фараби, 15 к4в, офис 1602

Что происходит с миллиардами старых шин?

Мир утопает не только в пластиковых бутылках и полиэтиленовых пакетах. Старые шины - это ещё один стремительно растущий поток отходов, который требует внимания и системного подхода. Ежегодно около 1,6 миллиарда шин завершают свой жизненный цикл, и все больше компаний ищут пути вернуть их обратно в экономику.

На первый взгляд показатели переработки выглядят обнадёживающе, однако, если взглянуть глубже, становится ясно, что значительная часть шин пока не используется в качестве вторичного сырья в полном объёме. Это связано с объективными трудностями - сложным составом материала, высокими затратами на технологии и необходимостью развивать инфраструктуру.

И все же потенциал этой отрасли остается колоссальным - его оценивают до 10 миллиардов долларов. А это значит, что каждый шаг вперёд, каждое технологическое решение и каждая новая инициатива приближают нас к более эффективной и замкнутой системе обращения с этим ресурсом.

Проблема, о которой нужно говорить

Ежегодно в мире появляется около 1,6 миллиарда старых шин. Это примерно 26 миллионов тонн отходов, которые не исчезают сами по себе. Только в одной Европе ежегодно образуется около 3,5 миллионов тонн таких шин.

Рост числа автомобилей и интенсивность их использования делают шины одной из самых быстрорастущих категорий промышленных отходов и одной из самых сложных для переработки. Тем не менее, потенциал этого направления очень высокий.

Как обстоят дела в мире

На первый взгляд кажется, что проблема почти решена. В Европе перерабатывается до 90% шин, в США - 81%, в среднем по миру - около 60%. Но за этими цифрами скрывается менее оптимистичная картина.

Почти половина всех шин, собранных в Европе, уходит на переработку за пределы региона. А если смотреть на настоящий замкнутый цикл - когда из старых шин делают новые материалы, - таких всего менее 20%. Остальные просто сжигают или используют повторно, но на гораздо более низком уровне качества.

Почему переработка шин так сложна

Шины состоят из множества ценных компонентов: примерно 75% резины, 15% стали, 10% текстильных волокон, а также технический углерод и кремнезём.

Каждый тип шин - будь то для легковых автомобилей, грузовиков или самолётов - имеет собственный состав. Именно это многообразие делает переработку сложной, дорогой и далеко не всегда рентабельной.

Одно дело - расплавить алюминиевую банку. Совсем другое - разделить сложный композитный материал на части и вернуть каждую в производство.

Самые “сложные” шины

Отдельная история - это внедорожные шины (OTR), которые используются в горнодобывающей и сельскохозяйственной технике. Они огромные, тяжёлые, их сложно транспортировать и перерабатывать.

Такие шины не разлагаются, легко воспламеняются и даже могут стать домом для комаров - переносчиков опасных болезней.

Тем не менее, в таких отходах скрыт значительный потенциал. Например, высококачественная сталь, которую можно извлекать и возвращать в производство с высокой точностью и прибылью.

Новый вызов для отрасли

Сегодня изношенные шины чаще всего превращаются в материалы для покрытий, добавки к асфальту или строительные наполнители. Это важный шаг: отходы не лежат на свалках и получают новую функцию.

Следующий вызов для отрасли - сохранять и возвращать максимум ценных компонентов, таких как резина и сталь, чтобы они снова могли стать частью производственных цепочек.

Экономический потенциал

Экономический потенциал переработки шин оценивается в 6,5–10 миллиардов долларов. Это говорит о масштабных возможностях отрасли.

Всё больше внимания уделяется не просто утилизации, а именно материальной переработке, когда из старых шин создаются новые продукты и материалы, которые снова возвращаются в экономику.

Сегодня эта доля может быть выше, и именно здесь скрыт главный потенциал роста для компаний и технологий будущего.


24.09.2025

Заявка на вступление в Ассоциацию