1. Под твердыми бытовыми отходами понимаются коммунальные отходы в твердой форме.
2. Под единым оператором в области твердых бытовых отходов понимается юридическое лицо, осуществляющее формирование и обеспечение функционирования эффективной и экологически безопасной системы управления твердыми бытовыми и медицинскими отходами в городах республиканского и областного значения, столицы Республики Казахстан.
В случае принятия местным исполнительным органом решения, предусмотренного пунктом 5 статьи 376 настоящего Кодекса, организация системы управления твердыми бытовыми отходами, в том числе полигонами твердых бытовых отходов, на территории соответствующего населенного пункта осуществляется единым оператором в области твердых бытовых отходов.
3. Единый оператор в области твердых бытовых отходов определяется Правительством Республики Казахстан.
Для осуществления деятельности единый оператор в области твердых бытовых отходов вправе создать филиалы (представительства), в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
4. Единый оператор в области твердых бытовых отходов осуществляет организацию системы управления твердыми бытовыми отходами, в порядке, определяемом уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Организация системы управления твердыми бытовыми отходами, в том числе предусматривает порядок финансирования оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) деятельности единого оператора в области твердых бытовых отходов.
5. Единый оператор в области твердых бытовых отходов организует функционирование системы управления твердыми бытовыми и медицинскими отходами посредством:
1) создания и координации централизованной системы сбора твердых бытовых отходов, предусматривающей их раздельный сбор, в том числе организацию регулярного и своевременного вывоза твердых бытовых отходов для их восстановления и (или) удаления;
2) организации управления полигонами твердых бытовых отходов;
3) создания мощностей и инфраструктуры, необходимых для раздельного сбора, транспортировки, восстановления и удаления твердых бытовых и медицинских отходов в Республике Казахстан;
4) компенсации субъектам, осуществляющим операции по сбору, транспортировке, сортировке и захоронению твердых бытовых отходов, расходов, которые не являются окупаемыми за счет тарифа на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов;
5) компенсацию субъектам, осуществляющим операции по обращению с медицинскими отходами, расходов по сбору, транспортировке, хранению, обезвреживанию, утилизации, захоронению медицинских отходов;
6) представления предложений по разработке программ по управлению коммунальными отходами и обеспечения их выполнения;
7) достижения целевых показателей качества окружающей среды в области управления твердыми бытовыми отходами, утвержденных местными представительными органами в соответствии со статьей 48 настоящего Кодекса;
8) представления предложений по утверждению тарифа на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов;
9) распределения финансовых средств от тарифа на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов между субъектами, осуществляющими соответствующие операции;
10) отбора субъектов, осуществляющих операции по управлению твердыми бытовыми и медицинскими отходами, в порядке, определяемом уполномоченным органом в области охраны окружающей среды;
11) контроля и мониторинга за исполнением договорных обязательств субъектами, осуществляющими операции по управлению твердыми бытовыми и медицинскими отходами.
6. Единый оператор в области твердых бытовых отходов ежегодно до 1 марта каждого года, следующего за отчетным, представляет отчет уполномоченному органу в области охраны окружающей среды и местным исполнительным органам, включающий:
1) данные о количестве образующихся твердых бытовых отходов на территории каждого населенного пункта с разбивкой по составу твердых бытовых отходов;
2) данные о существующих мощностях и инфраструктуре для раздельного сбора, транспортировки, сортировки, переработки, утилизации и уничтожения твердых бытовых отходов (с разбивкой по городам);
3) данные о месте нахождения полигонов твердых бытовых отходов и их текущие мощности (с разбивкой по городам);
4) данные о достижении целевых показателей качества окружающей среды в части раздельного сбора, охвата населения сбором и вывозом, восстановления и удаления твердых бытовых отходов;
5) баланс объема образования, восстановления и размещения твердых бытовых отходов (с разбивкой по городам);
6) схему движения твердых бытовых отходов от источников их образования до мест их окончательного восстановления, объектов размещения твердых бытовых отходов (с разбивкой по городам);
7) данные о планируемых строительстве, реконструкции, выводе из эксплуатации объектов по восстановлению и удалению твердых бытовых отходов с оценкой объемов соответствующих капитальных вложений и источников финансирования;
8) прогнозные значения тарифа на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов.
Единый оператор в области твердых бытовых отходов размещает ежегодный отчет на своем интернет-ресурсе.
7. Государственный контроль за выполнением единым оператором в области твердых бытовых отходов требований, определенных настоящим Кодексом, осуществляет уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.