• RU
Саморегулируемая организация
«Казахстанская ассоциация по управлению
отходами «KazWaste»
Мобильный телефон:
+ 7 776 255 84 21
Казахстан, г. Алматы, 050059
пр. Аль-Фараби, 15 к4в, офис 1602

Зачем нам тариф, которого НЕТ?

 На сегодняшний день в стране функционируют 625 предприятий, занимающихся сбором и вывозом коммунальных отходов, из них 93,5% являются частными организациями. Это подтверждает то, что сфера услуг по сбору и вывозу отходов относится к конкурентной среде. Данные организации существуют только за счет тарифа на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов (далее - тариф) от населения и юридических лиц, но нынешние тарифы не покрывают даже минимальные расходы этих компаний. При этом организации ежегодно повышают заработную плату работникам и увеличивают свои затраты, связанные с ростом цен на горюче-смазочные материалы, запчасти и т.д., с учетом происходящих инфляционных процессов.

Формирование и утверждение тарифа являются одним из основных острых проблемных вопросов отрасли.  В этой статье мы хотели бы представить основные проблемы, связанные с тарифообразованием:

1) Отсутствует утвержденный тариф во многих городах. Но, тем не менее, организации, осуществляющие операции по сбору и вывозу отходов продолжают свою деятельность с применением тарифов в пределах ранее действовавших, утвержденных местным представительным органом или по договоренности с местным населением. Применение ставок неутвержденного тарифа негативно отражается на деятельности специализированных организаций, при проведении проверок контролирующими органами.

Отсутствие утвержденных тарифов может привести к перебоям в работе специализированных организаций, что напрямую окажет влияние на ухудшение санитарного состояния населенных пунктов, особенно в малых городах, в которых низкий охват населения сбором и вывозом отходов. Что в свою очередь приводит к образованию стихийных свалок, несанкционированному сжиганию отходов и т.д. и как следствие отражается на состоянии окружающей среды и здоровья населения.  

2) Утвержден тариф, ставка которого не пересматривалась несколько лет и его сумма ниже реальных затрат компаний. Местные исполнительные и представительные органы не повышают тариф, ссылаясь на возможную социальную напряжённость и т.д. В некоторых населенных пунктах тариф не пересматривался в среднем 5-7 лет. При этом организации ежегодно повышают заработную плату работникам и увеличивают свои затраты, связанные с ростом цен на горюче-смазочные материалы, запчасти и т.д., с учетом происходящих инфляционных процессов. При этом отмечаем, что цены на ГСМ и запчасти за последние несколько лет выросли вдвое.

В связи с этим у организаций имеются задолженности по заработной плате работникам и оплате поставщикам. Низкая заработная плата и задолженности по ним приводят к забастовкам сотрудников в ряде городов. Например, 23 октября 2021 г. и 29 марта 2022г. в городе Семей сотрудники устроили забастовку и отказались выходить на работу, 9 апреля 2022г. около 200 сотрудников организаций по вывозу отходов г. Актау перекрыли центральную улицу и требовали повышения заработной платы.  

Кроме того, с изменением законодательства периодически обновляется Методика расчета тарифа, однако пересмотр тарифов по новой Методике не осуществляется. 

В приложении представлен список тарифов по Республике Казахстан с указанием установленных сумм и года их утверждения.

3) Не регламентирован порядок и сроки утверждения и пересмотра тарифов. В законодательных актах не регламентированы сроки пересмотра и утверждения тарифов. Поэтому во многих городах и населенных пунктах тариф не пересматривается по 5-7 лет.  

Кроме того, существующий порядок согласования и утверждения решения Маслихата очень трудоемкий и затратный по времени. Перед утверждением решение Маслихата необходимо согласовать с Общественным советом, НПП РК «Атамекен» и т.д., а также провести научную антикоррупционную экспертизу.

4) Низкий уровень сбора оплаты за вывоз ТБО от населения. 

У организаций по сбору и вывозу отходов отсутствует доступ к актуальной информации по количеству граждан, зарегистрированных по месту жительства. В связи, с чем счета за вывоз ТБО выставляются некорректно, так как тариф рассчитывается на одного жителя. Кроме того, в среднем в крупных городах доля оплаты тарифа населением составляет 80–90%, а в малых городах - 50-70%.

5) Введение мораториев на повышение тарифов.

В целях поддержки населения в некоторых случаях (пандемия, чрезвычайные ситуации и т.д.) государством вводятся моратории на повышение тарифов.

Например, в настоящее время, по поручению главы государства Комитет по регулированию естественных монополий ввел мораторий на повышение тарифов на регулируемые коммунальные услуги для населения, в частности: водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение и газоснабжение. Мораторий введен приказом председателя Комитета от 5 января 2022 года № 1-ОД.

Тариф на вывоз ТБО не входит в регулируемые коммунальные услуги и соответственно на него не распространяется действие моратория. Однако местные исполнительные органы, ссылаясь на поручение Президента, приостановили работу по разработке и утверждению новых тарифов на вывоз ТБО.

Для решения проблем тарифообразования и обеспечения качественной и бесперебойной работы организаций по сбору и вывозу ТБО необходимо:


         1)
       
МИО районов, городов областного значения, в которых отсутствуют тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО разработать тариф по Методике расчета тарифа и представить на утверждение местным представительным органам в максимально короткие сроки;

2)        местным исполнительным и представительным органам районов, городов областного значения, городов республиканского значения, столицы, пересмотреть действующий тариф и утвердить новый тариф с учетом реальных затрат организаций в максимально короткие сроки;

3)        внести изменения в Методику расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов, утвержденной приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 сентября 2021 года № 377 по ежегодной индексации тарифа или установления конкретных сроков и порядка пересмотра тарифов;

4)        МИО обеспечить доступ для организаций, осуществляющих деятельность по сбору коммунальных отходов, к сведениям о регистрации населения в целях идентификации количества граждан, зарегистрированных по месту жительства;

5)        Комитету по регулированию естественных монополий предоставить разъяснение по нераспространению моратория на повышение тарифа по сбору, транспортировке, сортировке и захоронению отходов, как для тарифа, который не входит в регулируемые коммунальные услуги.

 В настоящее время Казахстанской Ассоциацией по управлению отходами «KazWaste» проблемы по тарифообразованию были подняты на самом высоком уровне. Направлены письма в Администрацию Президента РК, акиматам и маслихатам районов, областей, городов республиканского значения, столицы, Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК, Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК и НПП РК «Атамекен».

     Ответы, предоставленные акиматами областей в большинстве своем являются формальными и работа по разработке, утверждению и пересмотру тарифа во многих регионах страны не проводится.

      Сбор и вывоз отходов является одним из важных аспектов для обеспечения благополучного санитарного состояния наших городов. Поэтому своевременный и экономически обоснованный пересмотр, индексация и утверждение тарифов позволит обеспечивать качественную работу специализированных организаций по сбору и вывозу отходов, что благоприятно отразится на экологической ситуации и здоровье населения.

       Существующие тарифы не обеспечивают финансовые потребности предприятий, необходимые для возмещения расходов, связанных со сбором и транспортировкой ТБО. Учитывая, что другие источники финансирования сбора и вывоза ТБО отсутствуют, решение проблемы с твердыми бытовыми отходами без установления справедливого тарифа не представляется возможным.Тарифы по городам на ТБО_page-0001.jpg

Тарифы по городам на ТБО_page-0002.jpg


31.05.2022

Возврат к списку

Заявка на вступление в Ассоциацию